
Со сменой эпох в литературе наметился новый жанр: военно-феодальная эпопея гунки. Время феодальных междоусобиц и кровавых сражений породило произведения совсем другого характера. "Сказание о годах Хогэн", "Сказание о годах Хэйдзи", "Повесть о расцвете и падении домов Минамото и Тайра", "Повесть о доме Тайра" и "Повесть о великом мире" - относится к ХIII-ХIV векам и описывают войну между сторонниками императорского и сёгунского правления.
Параллельно гунки развивается жанр дзуйхицу. Крупнейшие авторы - Камо-но Тёмэй (1153-1216) и Ёсида Кэнко (1283-1352). Их произведения продолжали и завершали хэйанскую культурную традицию. С литературой придворной аристократии их объединяли высокая языковая культура, внимание к эстетическому идеалу (особенно в "Записках от скуки" Ёсида Кэнко, 1330) и, главное, идеализация старины. В них выражена буддийская идея непостоянства сущего, особенно в "Записках отшельника" (1212) Камо-но Тёмэй, где она связана с проповедью отшельничества.
В ХVI в. вместе с повышением роли городов в экономике Японии начала развиваться городская литература.
Успехи книгопечатания в начале ХVII в. способствовали распространению
грамотности. Новый расцвет японской литературы относится к годам Гэнроку (1688-1703)
- золотому веку культуры позднего средневековья - и связан с именем
новеллиста Ихара Сайкаку (1642-1693), зачинателя трех основных
направлений в этом жанре: косёкумоно (новеллы о любви и любовных
похождениях), букэмоно (новеллы из жизни самураев) и тёнинмоно (новеллы
из жизни горожан, целью которых было накопление денег). Написанные
разговорным языком, новеллы Ихара Сайкаку пользовались успехом у
горожан.
Начало жанру коккэйбон ("забавные книжки") положил Дзиппэнся Икку (1765-1831) повестью "На своих двоих по Токайдоскому тракту" (1802-1822). Расцветает жанр "городской драматургии". "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей" выдающегося японского писателя и драматурга Тикамацу Мондзаэмона, до сих пор является одним из ставящихся на современной сцене ярчайших произведений того времени.
Западная литература нахлынула в Японию
стремительно - как волна, внося смятение в умы ошеломленной Японии,
впервые открывшейся миру после длительного культурного затворничества
лишь в конце XIX века. Во многом под ее влиянием в конце столетия были
написаны произведения выдающихся прозаиков Мори Огай и Нацумэ Сосэки,
которые остаются одними из наибольших ценностей сокровищницы японской
художественной прозы и сегодня.
С наступлением 20-го века японская литература начинает проникать на Запад. Благодаря переводам западные читатели знакомятся с произведениями японских авторов. Произведения нового времени, наиболее часто читаемые на английском и других языках, включают "Кикё" ("Возвращение домой") Осараги Дзиро, "Кинкакудзи" ("Храм Золотого павильона") Мисима Юкио и "Тадэ куу муси" ("Кто-то предпочитает и крапиву") Танидзаки Дзюнъитиро.
В 1968 г. Япония обретает своего первого Нобелевского лауреата в области литературы - японскому писателю Кавабата Ясунари (1899-1972) присуждается Нобелевская премия за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, включая такие, как "Снежная страна", "Тысяча журавлей" и "Киото", "Стон горы" и другие. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необычайным лиризмом и обостренной чувствительностью.
В 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю - Оэ Кэндзабуро.
Во все большем количестве, отражая футуристические настроения
современного урбанистического общества, начинают появляться произведения
японских писателей-фантастов Абэ Кобо, Комацу Сакё, Хоси Синъити и др.
Расцветает жанр детективного и психологического романа, представленного
произведениями таких писателей как Мацумото Сэйтё, Фукунага Такэхико,
Ватанабэ Дзюнъити.
Новые времена возвели на пьедестал новые имена. Мураками Харуки -
вот новая звезда, взошедшая на небосклон японского литературного
творчества уже в наши дни. Мураками одним из первых открыл глаза сотням
тысячам читателей на современную Японию с её альтернативной молодёжной
субкультурой, мало чем отличающуюся от аналогичной среды в Москве,
Нью-Йорке, Лондоне или в Стамбуле. Его герой - это молодой бездельник,
озабоченный поиском девицы с ушами необычной формы. карьерой и
развлечениями. Он с удовольствием ломает традиции, за что презираем
многими японцами, приверженцами древних устоев и "правильных" привычек.
"Мне нравится тратить время. На свете столько всего, что я люблю - джаз,
кошки... Девушки, может быть. Книги. Всё это помогает мне выжить". Ему
по духу ближе парни и девочки из шумных дискобаров, влюбляющиеся на один
день или час и вспоминающие о своих увлечениях лишь несясь в
засасывающе-влекущую даль на ревущем мотоцикле...